По телеку крутят рекламу торта "Причуда". Под заголовком "Разве нужен повод?". Этой рекламе надо вручить Тэфи и номинировать её на Оскар. Каннскую пальмовую ветвь тоже.
То, что кажется убогим сценарием и бездарной актёрской игрой - на самом деле талантливейшая находка. В этом фильме воплощены надрыв и человеческая драма в своих самых тяжёлых формах. Давайте разберём её по частям. Сюжет ролика прост - мама вносит в комнату торт и чай. Семья удивлена, происходит весёлая перепалка. Первым в кадре появляется Отец Семейства. "Hаверное, сегодня снова начали показывать Санта-Барбару?"... Посмотрите на лицо этого отца, высоко поднятые брови, глубокие морщины. Всмотритесь. Что скрывается за этим лбом, ухмылкой? Это - ходячий кризис среднего возраста, осложнённый комплексом собственной неполноценности. Любящий муж, удовлетворённый жизнью, не стал бы издеваться над своей женой. Люящий отец не стал бы делать этого в присутствии детей. Мелкий домашний тиран, неуверенный в себе - это и есть мужчина среднего класса. Вторым появляется Сын, подросток с фразой "Hаверное, Дашу наконец пригласили в кино?" Актёр подобран великолепно, он напоминает нам немецких мальчиков из современных европейских фильмов, тех самых маленьких поросят, которых великаны съедают в различных сказках вместе со штанами на штрипках и какашками. Отсылка к Фон Триеру и трагедия современной молодёжи - мальчонке не хватает только футболки "Идущих вместе". Его сестра намного умнее, она даже не считает нужным отвечать уколом на укол - может быть она любит своего брата? Она относится к тому виду персонажей, которые появляются только в комедийных сериалах - слишком уж они неправдоподобны. Сообразительные, добрые, красивые девочки, слишком хорошо понимающие своё превосходство - смотрите "Симпсоны", "Журнал мод" и так далее. Она одета в тёмное - отречение от окружающего мира и ожидание смерти - мрачная готика современности. Тупица-брат, тупица-отец и смирившаяся со своим положением мать - что может быть страшнее для современной девушки-подростка? Что скрывается за этими сжатыми губами, прищуренными веками? Домогательства папаши, ранняя беременность, пристрастие к наркотикам? Мать, внезапно решившая принести торт "Причуда" просто потому, что сегодня солнечный день, говорит размеренно, в одном тоне - так говорят забитые женщины. Она явно сожалеет о своём поступке, её природа пробудилась ненадолго - до начала сюжета - и вот она уже возвратилась к своему привычному существованию по инерции (в "Дяде Ване" всё самое важное происходит до начала пьесы - похоже, правда?). Может быть, муж ударит её за этот торт, и она будет привычно замазывать синяки тональным кремом?... Hапряжение, ожидание бунта и - развода - витает в воздухе. От американского и европейского кино и комедийных сериалов мы приходим к Чехову. Последний кадр - испачканный тортом немецкий мальчуган, начавший созревать мальчик в шоколаде. Эта радость педофила вновь переносит нас в мир братьев Гримм, в историю о Гензель и Гретель, напоминая что кино - всего лишь кино, страшная сказка, имеющая мало общего с реальностью. Hе будем считать это минутной слабостью режиссёра - ведь он прав, реальность всегда ужаснее целлулоидных образов...